oleg.fedotov

oleg.fedotov

oleg.fedotov
Друзья (4)
  • Последний визит: 2 месяца назад
  • Регистрация: 10 месяцев назад

Анкета

Город:
Москва
Возраст:
78 лет

Предпочтения

Любимые книги:
Анна Каренина Евгений Онегин Дар
Любимые авторы:
Пушкин Ахматова Набоков Мандельштам Ходасевич Бродский

Контакты

Телефон:
+79859091168
Skype:
oleg.fedotov
Сайт:
-

О себе

Литературовед, специалист по теории и истории литературы, литературный критик, стиховед. Доктор филологических наук, профессор. Председатель Международного постоянно действующего научно-творческого семинара Школа сонета. Член союза писателей СССР.

Стена пользователя

Загрузка...
10 месяцев назад
#
ВСЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА ПОЭЗИИ

Таинственен и непостижим поэтический дар. Как он приходит к своему избраннику, как переживается им, как развивается? Каков механизм стихотворчества, сознательно или бессознательно вершит оно свое волшебство? Все это слишком индивидуально – в каждом конкретном случае. Но есть, есть, должны быть и какие-то общие закономерности. Помимо таланта необходим определенный уровень ремесла, некая совокупность обязательных технических умений и навыков. Кроме легкокрылой импровизации Моцарта, если еще не в большей мере востребован упорный труд Сальери.
Пушкин понимал и принимал правоту обоих. Чтобы убедиться в этом, стоит взглянуть на его черновики – кардиограмму не только упоительного полета поэтического вдохновения, но и мучительной борьбы с сопротивлением неподатливого словесного материала.
С другой стороны, каждый новый поэт является на хорошо освоенный и густо заселенный Олимп. И начинать ему приходится отнюдь не на пустом месте. Вырабатывая собственный поэтический почерк, он должен учитывать, изучать и оценивать творчество как великих предшественников, так и многочисленных современников, позиционируя себя в их разнородных рядах.
Самый ответственный момент творческой инициации – начало, первые шаги на пути к самоидентификации, а затем и признанию в кругу коллег и всего общества. Издавна поэты группировались в разнообразные творческие объединения, по большей части, конечно, стихийно. Так в античной Греции на острове Лесбос легендарная Сапфо, воспитывая в своей школе образцовых жен, уделяла немало внимания их литературно-творческой подготовке. Поэты-драматурги соревновались друг с другом, ставя на сцене свои трагедии и сатировы драмы (комедии). В эллинистический период прославилась так называемая Александрийская школа. Золотым веком поэзии древнего Рима слыла эпоха Августа, когда функционировали кружки Мецената и Корвина Месаллы, объединявшие целое созвездие таких замечательных поэтов, как Вергилий, Гораций, Проперций, Тибулл, Овидий и др. О них как о своих современниках пишет Иосиф Бродский в эссе «Письмо Горацию», отправляя его в глубокую древность, фактически на тот свет. В отличие от Генриха Гейне, считавшего, что великие поэты разговаривают с грядущими поколениями, Бродский был уверен, что они апеллируют к великим мастерам прошлого, дожидаясь от них одобрения: «Да, это впечатляет!». В средневековой Европе поэты-рыцари, а вслед за ними и школяры-ваганты общались друг с другом, участвуя в многочисленных поэтических турнирах, обмениваясь опытом и репутациями. Эта традиция еще в большей мере продолжалась и в новое время. Эпоху Возрождения представляли поэты «нового сладостного стиля» в Италии и французской «Плеяды», эпоху классицизма – специально созданный для апробации талантов и их общественного признания институт «Французской Академии», романтизма – «Йенская школа» в Германии и «лейкисты» в Британии. В русской поэзии времен Жуковского, Пушкина, Лермонтова наблюдался бурный расцвет литературных салонов и обществ: «Беседа», «Арзамас», «Зеленая лампа», вплоть до «Некрасовской школы» и лавины поэтических объединений Серебряного века.
Конечно, знать, как писать стихи, и уметь их писать, совсем не одно и то же. Однако с давних времен поэты не отделяли одно от другого. Многие из них были параллельно творцами и теоретиками стиха: Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Державин, Востоков, Пушкин, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Гумилев, Волошин, Ходасевич, Маяковский, Блок, Асеев… проще перечислить тех, кто доверялся исключительно интуиции. Знание никогда никому ни в чем не мешало. Не только мастерам поэтического цеха, но и любителям поэзии (как правило тоже в душе поэтам!) широкий культурный кругозор в области отечественной и зарубежной поэзии и элементарная стиховедческая грамота – громадное подспорье в творчестве и восприятии его результатов. Примерно также дело обстоит в музыке: имеющий соответствующую подготовку слушатель гораздо глубже, с сознанием тончайших нюансов проникает в исполняемые произведения, чем совершенно не подготовленный человек.
Поэтому многие поэты охотно рефлектировали, стремясь проследить начало своего творческого пути, нащупать закономерности пробуждения в них поэтического дара. Одни довольствовались так называемой метапоэтикой, писали стихи о стихах; чего стоят, к примеру, два стихотворения Пушкина о рифме «Рифма звучная подруга...» и «Рифма» («Эхо бессонна нимфа, скиталась по брегу Пенея...»), а также «Прозаик и поэт», лирические отступления в «Домике в Коломне» и «Евгении Онегине», «Осень», «Пророк» или завораживающий лирический цикл Анны Ахматовой «Тайны ремесла»! Другие в деталях описывали само таинство рождения стиха; исключительно яркий образчик такого рода – метароман Владимира Набокова «Дар». Наконец, третьи посвящали технологии поэтического творчества литературоведческие эссе: «Как делать стихи?» Маяковского, «Мой Пушкин» Марины Цветаевой, «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова или блестящий анализ тем же Бродским цветаевского стихотворения «Новогоднее». Главным образом поэты учились поэтическому мастерству, соперничая друг с другом или, иными словами, взаимообучаясь.
Но было, и довольно много попыток собственно обучения писать стихи. Помимо популярных в начале ХХ века самоучителей, руководств и словарей рифм, находился какой-нибудь признанный лидер, «мэтр» и группировал вокруг себя жаждущих поэтических лавров учеников, причем не обязательно неофитов, а чаще всего уже обнаруживших некие способности, но стремящихся их развивать и совершенствовать под присмотром опытного наставника. Самые яркие прецеденты подобного рода также относятся к Серебряному веку. Более других известны такие авторитетные поэтоучители, как Валерий Брюсов, его верный ученик, а затем и сам глава целой школы Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, читавший у себя на «Башне» лекции по теории стиха целой плеяде известных поэтов, среди которых были Ахматова,
Гумилев, Мандельштам, и мн. др.
Традиции античных школ продолжали и некоторые учебные заведения, например, Царскосельский лицей, где молодые поэты под руководством своих наставников получали не только основательное классическое образование, но и овладевали азами поэтической техники, выпускали свой рукописный журнал; позднее примерно та же атмосфера поддерживалась в знаменитом Тенишевской училище, выпускниками которого были Осип Мандельштам и Владимир Набоков, начинавший свое литературное поприще с поэзии и продолжавший писать замечательные стихи параллельно с прозой.
Есть немало достижений и у основанного А.М. Горьким Литературного института, собственно специализирующегося на воспитании и взращивании молодых талантов во всех областях словесного творчества, для поступления в который абитуриенты должны пройти творческий конкурс, т.е. продемонстрировать наличие определенных способностей.
Любопытный парадокс произошел с молодым Александром Твардовским, которому на вступительных экзаменах попалась его же собственная поэма «Страна Муравия»… Наконец, при многих газетах, вузах и даже средних школах функционируют многочисленные литературные объединения, многие из которых завоевали заслуженный авторитет.
Стоит ли создавать еще одну, на этот раз всероссийскую, школу поэзии, да еще в виртуальном, дистанционном режиме? Думается, стоит. Эта идея пришла к нам после основательного знакомства с так называемой сетевой поэзией, в частности с творчеством поэтов, публикующих свои произведения на сайте Стихи.ру, участников конкурса БЛК – большого литературного клуба. Выяснилось, что вопреки высокомерному пренебрежению литературно-творческой самодеятельностью со стороны критики, значительная часть сгруппировавшихся в виртуальном пространстве стихотворцев далеко не графоманы. Скорее всего, учредители БЛК осуществляют тщательный отбор, отбраковывая дилетантские, любительские опусы и оставляя для завершающих туров работы, заслуживающие профессионального внимания. В целом, по своему художественному уровню они сопоставимы с произведениями, представляемыми на творческий конкурс в том же Литинституте.
Таким образом, ВШП намного расширит число выявляемых и подлежащих дальнейшему совершенствованию талантов, которыми необычайно богата наша страна. Мы будем стремиться создать четкую, продуманную систему их отбора, оценки и дальнейшей шлифовки, что не может не способствовать повышению художественного вкуса у предельно широкого круга любителей и профессионалов, а также престижа настоящей поэзии в обществе.
Современные технологии дают возможность плодотворного сочетания педагогических принципов школ поэтического мастерства, с одной стороны, Гумилева, который учил своих «гумилят» по кругу: каждый высказывался о каждом, непременно «с придаточными предложениями», а итоговый вердикт выносил «синодик»; и, с другой стороны, Вячеслава Иванова, погружавшего своих слушателей в атмосферу античной поэзии и подробно со знанием дела излагавшего основы стихопоэтики. В качестве модераторов ВШП мы намерены пригласить наиболее авторитетных стиховедов страны (С.И. Кормилова, А.В. Леденева, Е.И. Зейферт, О.Н. Зырянова, А.В. Останковича, О.И. Федотова, Е.В. Хворостьянову и др.), совмещающих литературоведческие штудии с литературной критикой, а некоторых и самих не чуждых поэтического творчества (Ю.Б. Орлицкого, Ю.В. Линника), во всяком случае знающих его не понаслышке, а также поэтов, склонных к теоретической и педагогической рефлексии (Алексея Бердникова, Сергея Бирюкова, Л.В. Фокина). По результатам конкурса будут отобраны желающие заниматься в студиях, приблизительно по 10-12 человек. Они получат право выбрать себе модератора, познакомившись с каждым из них по портфолио. Группы по необходимости потом могут быть скорректированы и сбаланстрованы в соответствии с местом проживания, эстетическими пристрастиями и в конце концов возрастом участников.
ВШП по самой идее своей – саморазвивающаяся система. Каждый ее участник может инициировать оригинальные, нестандартные идеи относительно форм организации и проведения занятий, воспользовавшись опцией форума.
Загрузка...